Стопа является фундаментом здоровья,
поскольку выполняет чрезвычайно важные функции для его формирования и
сохранения. Нарушение ее строения и функции приводит к деформации стопы. У
детей в связи со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда
неблагоприятных факторов она встречается довольно часто – в 15-20% случаев.
Одним из ведущих факторов риска деформации стопы является нерациональная обувь,
в том числе сменная. С учетом длительного использования сменной обуви в
образовательных учреждениях эта проблема становится актуальной, особенно для школ полного дня.
Плоскостопие у детей связано, как правило, с
нарушением рессорной функции стопы, которая способствует снижению силы толчков
и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю
утомляемость, головную боль, боль в голени и стопе. У них также нарушается
походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться нарушения кровообращения в
сосудах нижних конечностей.
Форма стопы влияет также на состояние осанки
и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода стопы
существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может
привести к его деформации, а также микротравматизации межпозвонковых суставов и
возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы справа или слева
приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию
сколиотической осанки и сколиоза.
Важная функция стопы определяется
расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной
поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма
(сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
Таким образом, стопа, благодаря уникальному
строению и важным функциям, оказывает
влияние на развитие всего детского организма. Поэтому необходимо уделять
особое внимание профилактике деформаций стопы, особенно у учащихся начальной
школы.
Выделяют две группы факторов, влияющие на
формирование свода стопы: внутренние,
определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского
организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани
и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток
массы тела) и состоянием здоровья (частые простудные заболевания, хронические
болезни) и внешние (нерациональная
обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в
положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы).
Среди внешних факторов наиболее значимым
является влияние нерациональной обуви на формирование стопы. Обувь предохраняет
стопу от различных внешних воздействий. В связи с особенностями режима дня
современные младшие школьники вынуждены длительное время находится в обуви, что
противоречит естественному запрограммированному развитию стопы. Конструктивные
особенности обуви во многом обусловливают развитие и формирование архитектуры
стопы.
Для предупреждения негативного влияния
нерациональной обуви на стопу необходимо четко соблюдать следующие гигиенические требования:
1. В учреждении учащимся следует использовать
сменную обувь.
2. Обувь должна соответствовать форме и размеру
стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение
длины стопы за счет ее естественного прироста и под влиянием нагрузок во время
ходьбы. При отсутствии припуска пальцы принимают согнутое положение, что может
привести к их деформации.
3. Обувь не должна быть зауженной в носочной
части, поскольку приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу.
Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут
появиться потертости, мозоли.
4. Подошва в обуви должна быть гибкой.
5. Высота подошвы не должна быть более 0,7 см.
6. Высота каблука не должна превышать 2 см.
7. Сменная обувь должна иметь фиксированный
задник, который позволяет прочно удерживать
пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу.
8. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в
носочной части. Открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому
положению стопы и создает угрозу травматизации пальцев стопы.
9. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию
голеностопного сустава стопы.
10. Конструкция обуви должна обеспечивать
оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства.
11. В сменной обуви не допускается использование
стелек с выпуклостью в подсводном пространстве.
12. Использование ортопедических стелек
рекомендуется врачом только при выраженных деформациях стопы с учетом
особенностей ее профиля. Стельки должны быть строго индивидуальными и
соответствовать рельефу подошвенной части стопы ребенка.
13. Безопасность материалов, из которых
изготовлена сменная обувь, должна быть подтверждена
санитарно-эпидемиологическим заключением.
Не рекомендуется использовать в качестве
сменной обуви туфли типа «лодочки», домашние тапочки, кроссовую обувь, туфли с
нефиксированным задником.
В качестве сменной обуви рекомендуется
использовать сандалии с частично закрытой носочной частью и фиксированным
задником.
Для профилактики деформаций стопы необходимо
также выполнять гигиенические требования, направленные на укрепление всего
организма, профилактику простудных заболеваний и обострений хронических
болезней, профилактику гиподинамии, рациональное питание, укрепление мышц и
связок посредством выполнения корригирующих физических упражнений. Большое
значение для предупреждения деформации стопы имеют закаливающие процедуры, а
также рациональный режим использования различных тренажеров для стоп.
Материал
подготовила:
Деринг М.И.-
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МКОУ КСОШ № 2
|